Деформационные Швы.
Здания
большой протяженности подвержены деформациям под влиянием колебаний температуры
наружного воздуха в течение года, неравномерных осадок грунта основания,
сейсмических явлений и других причин. Во всех этих случаях в стенах,
перекрытиях, покрытиях и других частях здания могут появиться трещины, резко
снижающие прочность и эксплуатационные качества здания. Для предупреждения
появления трещин в несущих и ограждающих конструкциях предусматривают
деформационные швы, разрезающие здание на отсеки. В зависимости от назначения
применяют следующие деформационные швы: температурные, осадочные,
антисейсмические и усадочные.
Температурные
швы делят
здание на отсеки от уровня земли до кровли включительно, не затрагивая
фундамента, который, находясь ниже уровня земли, испытывает температурные
колебания в меньшей степени и, следовательно, не подвергается существенным
деформациям. Расстояние между температурными швами принимают в зависимости от
материала стен и расчетной зимней температуры района строительства.
Отдельные
части здания могут быть разной этажности. В этом случае грунты основания,
расположенные непосредственно под различными частями здания, будут воспринимать
разные нагрузки. Неравномерная деформация грунта может привести к появлению
трещин в стенах и других конструкциях здания. Другой причиной неравномерной
осадки грунтов основания сооружения могут быть различия в составе и структуре
основания в пределах площади застройки здания. Тогда в зданиях значительной
протяженности даже при одинаковой этажности могут появиться осадочные трещины.
Во избежание появления опасных деформаций в зданиях устраивают осадочные швы.
Эти швы, в отличие от температурных, разрезают здания по всей их высоте,
включая фундаменты.
Если в одном
здании необходимо использовать деформационные швы разных видов, их по
возможности совмещают в виде так называемых температурно-осадочных швов.
Антисейсмические
швы применяются
в зданиях, строящихся в районах, подверженных землетрясениям. Они разрезают
здание на отсеки, которые в конструктивном отношении должны представлять собой
самостоятельные устойчивые объемы. По линиям антисейсмических швов располагают
двойные стены или двойные ряды несущих стоек, входящих в систему несущего остова
соответствующего отсека.
Усадочные
швы делают в
стенах, возводимых из монолитного бетона различных видов. Монолитные стены при
твердении бетона уменьшаются в объеме. Усадочные швы препятствуют возникновению
трещин, снижающих несущую способность стен. В процессе твердения монолитных
стен ширина усадочных швов увеличивается; по окончании усадки стен швы наглухо
заделывают.
Деформационные швы используют для соединения деформационных зазоров в
мостовых конструкциях, в высотном строительстве и в многих других сооружениях.
Деформационные швы представляют собой очень важный элемент объекта, причем
выбор типа дилатационной конструкции зависит от величины статических и
термогидрометрических деформаций, от величины непосредственной нагрузки транспорта
и требуемого комфорта проезда в течение эксплуатации и от условий содержания.
Условия действия швов обуславливают и комплексность решений выработки
деформационных швов - от простых, с элементами, уложенными в зазор
деформационного шва, до скользящих, консольных и ножницеобразных конструкций с
возможностью движения в плоскости или в пространстве.
Деформационные швы разделяют на: водонепроницаемые, и водопроницаемые
которые пропускают воду с проезжей части дороги в водосборные устройства
(вставленные в конструкцию моста или установленные в зазор для дилатации из-под
деформационного шва).
Свободное перемещение конструкции на месте деформационного шва должно быть
обеспеченным при всех условиях эксплуатации объекта. Для этого перемещения, в
плоскости, по окружности или в пространстве, нужно свободное пространство,
которое надо обеспечить в конструкции объекта, и сохранить содержанием.
Пространство для свободного перемещения является условием долговечности
деформационного шва и объекта. Содержание деформационных швов обусловлено их
конструкцией (более простые конструкции нуждаются в более простом содержании).
Деформационные швы могут быть, в случае надобности, предусмотрены для
установки под косым углом в отношении к направлению движения.
Деформационные швы проектируют и производят в сборно-разборных составах для
более легкого транспортирования, установки и содержания. Стремятся к применению
наиболее возможного числа стандартных элементов, потому что таким образом
снижается цена и облегчается замена элементов в случае необходимости.
Изготовление деформационных швов начинают после одобрения проекта со
стороны заказчика.
Все элементы деформационных швов вырабатывают из высококачественных видов
стали, обеспечивающих достаточную жесткость и надежность в течении эксплуатации
и при самых трудных условиях работы.
Для проектирования деформационных швов, кроме угла между осью моста и осью
шва в плане, требуются и следующие данные:
А) в продольном разрезе шва:
- широта и уклон проезжей части,
- форма и размеры бортового камня,
- форма и ширина пешеходной дорожки,
- расстановка балок (в сборочных объектах),
- расположение кабелей для предварительного напряжения конструкции,
- арматура конструкции в зоне анкеровки деформационного шва (продольная и
поперечная).
Б) в поперечном разрезе шва (при температуре во время сборки):
- величина дилатационных отверстий,
- величина пространства, в которое укладывают дилатацию,
- величина перемещения по отношению к положению конструкций при температуре
во время сборки.
От правильной и хорошей установки деформационного шва зависит не только его
работа, но и долговечность. Поэтому бригада для укладки деформационного шва
должна быть опытной и обладать хорошим оборудованием для высококачественного
выполнения всех работ: монтерских, плотнических, геодезических, сварочных,
арматурных, укладывания бетона. Так как установка шва прежде всего является
строительным делом, этими работами должен руководить технический руководитель
строительной специальности. На практике выяснилось, что желательно, чтобы и
техническая служба строительной организации осуществляла контроль за работой
установки деформационных швов.
Технология монтажа деформационных швов должна соответствовать специальным
разработанным рекомендациям.
Транспорт и складирование
Деформационные швы складируют на сухом и чистом месте с укладкой каждого
комплекта отдельно с целью избежания совмещения элементов из различных комплектов.
Выгрузка из машин при помощи самосвала и выбрасыванием воспрещается. Ленты из
резины складируются на складе, потому что складирование в открытой площадке
может привести (из-за неосторожности) к повреждению лент и к их негодности к
употреблению.
Подготовка места для установки деформационного шва в конструкцию объекта:
Новый объект
- Очистка анкера деформационного шва,
- Поправка арматуры в месте установки деформационного шва
- Установка деформационного шва в проектированное положение.
Объект в эксплуатации - замена деформационного шва (полная, частичная или
на половине широты объекта)
- защита места работы необходимой вертикальной сигнализацией,
- осмотр открытого зазора и на основании осмотра на месте принятие решения
по: усилению анкеровки, арматуры, установлению необходимых размеров
деформационного зазора,
- подготовка старого бетона для соединения с добетонируемой частью,
- очистка анкера из старого бетона для лучшего сцепления с новым бетоном,
- добетонирование анкерной части деформационного шва, продолжительное
поливание старого бетона.
Приведение размеров деформационного шва на проектное расстояние:
- деформационные швы поставляются для установки при температуре от +10°С,
- размеры для температур, отличающихся от +10°С дает проектировщик конструкции,
- затягивание вспомогательных устройств для фиксирования размеров
деформационного шва,
- одновременное фиксирование разборных дилатационных плит (без лент из
резины, если они есть в системе) затягиванием нескольких винтов. Остальные
винты затягиваются частично для создания препятствий к попаданию бетона и
нечистот в отверстия для винтов.
Соединение отдельных частей деформационного шва, если установка состоит из
частей.
Геодезические работы и замеры производятся при установке деформационного
шва в проектированное положение, как в плане и по высоте, так и по контролю
расстояния шва.
Геодезический контроль высотных отметок, уклонов и размеров деформационного
шва нужен для проверки, точности установки в проектное положение.
Ошибка может произойти:
- до укладывания бетона, в течение сборки арматуры и сварки анкера,
- после укладывания бетона или в течение бетонирования.
Каждое возможное отступление от проектного положения необходимо исправить
немедленно.
Очень важное значение имеет то, чтобы вновь поставленный деформационный шов
был уставлен в данную конструкции наилучшим образом. Идеальным будет если его
верхняя поверхность плотно включится в поверхность проезжей части.
Комментариев нет:
Отправить комментарий